Страхование рисков
Компания Евростиль специализируется на ремонте квартир и офисов в Москве любой сложности. ...
Страхование в Украине на forINSURER.com. Рейтинг страховых компаний
К счастью, давно миновали времена, когда, чтобы переключить любимый телевизор с одного канала на...

Слияние двух сфер: банковское страхование станет «точкой роста

Там, где кооперация страховщиков и кредитных организаций переходит из разовых форм сотрудничества в более сложные агентские и контрактные отношения, — а именно это сейчас и происходит в России — рождаются инновационные продукты. Именно они двигают вперед весь финансовый рынок и развивают финансовую культуру населения. Об этом свидетельствует и опыт других стран. В России, по данным агентства «Эксперт РА», объемы банковского страхования по итогам 2006 года составили порядка 30 млрд руб. Этот рынок оформился относительно недавно, однако в последнее время становится одним из локомотивов роста страхования, а в недалеком будущем — и всего финансового рынка.
Величина взносов по банковскому страхованию, собранных участниками исследования «Эксперт РА», по итогам 2006 года достигла 22 млрд руб., а весь рынок может превышать 30 млрд руб. При этом усредненная доля банковского страхования в совокупном страховом портфеле компаний-участников составила 29%. А доля розничного страхования рисков клиентов банков в банковском портфеле ведущих страховщиков — около 78%, или 17,1 млрд руб. страховых взносов.
Данные исследования подтверждают, что основным направлением банковского страхования по-прежнему остается страхование залогового имущества (75–85% банковского страхования). Тем не менее отмечается повышение спроса на страхование собственных рисков со стороны банков, что выражается в устойчивых высоких темпах роста премии по данному сегменту страхового рынка. По итогам 2006 года лидерами российского рынка страхования рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, стали универсальные страховые компании федерального уровня: страховой дом ВСК, «Ингосстрах», РОСНО, НАСТА, Московская страховая компания.
На сегодняшний день российская банковская система является более развитой, чем страховая отрасль. Активы крупнейших банков на порядок — то есть более чем в 10 раз — превышают величину активов крупнейших страховых компаний. В этих условиях банки до недавнего времени с некоторым пренебрежением относились к страховым компаниям — как к «младшим братьям».
Еще два-три года назад объемы банковского страхования были так малы, что не попадали в фокус внимания экспертов и аналитиков страхового рынка. Однако в по­следние годы этот сегмент показал значительные темпы роста и стал привлекать к себе повышенное внимание участников и исследователей финансового рынка. Самое главное: меняется отношение банков — ведь именно те, кто наладит сейчас технологию работы со страховщиками, в будущем «снимут сливки». По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», в ближайшие четыре года объемы кооперации банков и страховщиков вырастут не менее чем в два раза. При этом будет увеличиваться число направлений их кооперации и повышаться качество услуг финансовых институтов, оказываемых как физическим, так и юридическим лицам. В выигрыше останутся в первую очередь потребители, а также банки и страховщики, сумевшие вовремя перестроить бизнес-процессы в соответствии с современными рыночными тенденциями.
От простого к сложному Процесс интеграции банков и страховых компаний представляется аналитикам в виде трех этапов. Начальной стадией сотрудничества обычно является предоставление услуг страхования клиентам банка на основе обособленных договоров (страхование залогов при кредитовании, страхование жизни, здоровья и работоспособности заемщика), страхование рисков самого банка и размещение на банковских расчетных и депозитных счетах средств резервов страховой компании (рис. 1).
Такая модель сотрудничества после прохождения этапа взаимного узнавания банка и страховой компании и отлаживания основных механизмов взаимодействия может принять форму агентских отношений, предполагающую подписание соглашения о распространении страховых услуг через агентскую сеть банка (рис. 2).
На следующем этапе отношения контрагентов входят в фазу кооперации, цель которой — образование договорного альянса для сотрудничества во всех областях. На этой стадии становится возможным создание общего продукта и продвижение его через совместные каналы продаж (рис. 3).
Дальнейшее сотрудничество может перерасти в полное слияние банка и страховой компании или же поглощение одного другим и появление некого гибрида финансовых институтов, который после реорганизации структуры принимает форму финансового супермаркета — наивысшей ступени интеграции банка и страховой компании. Пока примеров в России немного, самый известный — «Уралсиб».
Объемы сотрудничества банков и страховых компаний могут удвоиться менее чем за пять лет. Пусть сейчас соотношение активов российских банков и страховщиков — 18 к 1, а любой банк из первой десятки больше страховой компании, занимающей аналогичное положение на своем рынке, примерно раз в десять. Страховщики могут и должны стать в ближайшем будущем стратегическими партнерами банков, важнейшими их клиентами и провайдерами услуг.
Формы сотрудничества банков и страховых компаний также можно условно разделить на три основные вида.
Во-первых, страхование рисков клиентов кредитных организаций, связанных с банковскими услугами. Сегодня это направление является доминирующим в банковском страховании. К этому сегменту кооперации относится прежде всего страхование залогового имущества клиентов, страхование жизни и здоровья заемщиков. В случае если речь идет о клиенте — юридическом лице, здесь может быть реализовано страхование товаров на складе и страхование товаров в обороте, заинтересованность в сохранности которых проявляет не только клиент, но и банк. Рост данного сегмента подгоняют высокие темпы роста объемов потребительского кредитования в России. Основные надежды участники рынка здесь возлагают на ипотечное кредитование. При аккредитации страховщиков для работы в рамках этого направления банки очень любят использовать принцип «нефть в обмен на продовольствие» (страхование залогов в обмен на размещение депозитов).
Во-вторых, страхование рисков банков. Основная доля взносов, собранных страховщиками по данному виду страхования, приходится на вполне стандартные для юридических лиц полисы страхования ДМС сотрудников, автотранспорта, недвижимости, а также на такие специфические для банков продукты, как страхование эмитентов банковских карт, страхование ответственности персонала и страхование D&O. В рамках направления страхования банковских рисков «точкой роста» может стать комплексное страхование банковских рисков — Bankers Blanket Bond (BBB), которое сейчас не слишком активно развивается в России. Пока обладателями полиса ВВВ являются лишь некоторые крупные российские банки, но опыт западных стран говорит об огромном потенциале этого рынка.
Более прогрессивные формы сотрудничества — страхование иных рисков, совместные продажи и bancassurance в классическом понимании — продажа через банки долгосрочного страхования жизни. Однако если в ряде стран Европы (Испания, Франция, Италия) именно развитие долгосрочного страхования жизни стало основным стимулом к сотрудничеству, то в России данный вид страхования пока не развит. Рост российского рынка страхования жизни сдерживается множеством факторов, среди которых наиболее значимый — это неготовность потенциальных потребителей приобретать долгосрочные накопительные продукты. Причина — ощущение экономической нестабильности и невозможности планирования личных финансов на долгосрочную перспективу. Также тормозят развитие долгосрочного страхования отсутствие существенных налоговых стимулов и низкий уровень доходов населения. Когда частные инвесторы перейдут из краткосрочного (где они сейчас выбирают между депозитами и ПИФами) в средне-, а потом и в долгосрочный сегмент планирования, страхование жизни будет иметь хорошие перспективы. Тогда, возможно, banсassurance станет одним из основных каналов его продаж наряду с агентской сетью.
Под одним брендом В последнее время участниками финансового рынка все чаще обсуждается тема кобрендинга. Обычно данное понятие предполагает создание банком и страховой компанией совместного финансового продукта и продвижение его через общие каналы сбыта с помощью интегрированных маркетинговых усилий, а также взаимная поддер­жка и продвижение брендов. Сам термин «кобрендинг» предполагает, что оба партнера являются обладателями известных на своем рынке брендов, сопоставимых по популярности. Наиболее подходящим инструментом кобрендинга банка и страховой компании является банковская пластиковая карта, на которую могут быть нанесены логотипы партнеров. Пока совместных программ, буквально соответствующих данному термину, в России немного. Однако, как правило, идея совместного продукта все равно построена вокруг возможности использования пластиковой карты, поэтому перспективы кобрендинга во многом зависят от распространения в России международных платежных систем. Рост числа держателей банковских карт должен заставить банки взглянуть на страховщиков как на потенциальных партнеров по защите пластиковых карт от мошенничества и оказанию новых дополнительных услуг их владельцам. Наибольшее распространение в России получили такие элементы кобрендинга, как использование страховой компанией пластиковых карт банка для оптимизации процесса выплаты страховых возмещений. Данную практику можно отнести к assurbanking — реализации банковских услуг через каналы сбыта страховой компании.
В рамках программ assurbanking некоторыми компаниями оказывается также услуга финансового консультирования клиентов по условиям банковских кредитных продуктов, а также страхование в кредит. Применяются и обратные схемы кобрендинга, когда пластиковая карта банка дополняется страховыми продуктами, например полисом страхования выезжающих за рубеж от несчастного случая во время поездки или вследствие задержки авиарейса. При этом владелец может быть застрахован от утраты пластиковой карты или мошеннических операций с ней.
Таблица 1. Компании — лидеры российского рынка страхования рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, 2006 г . (без учета «Росгосстраха»)
Таблица 2. Компании — лидеры розни
Страхование в СА "КАСКО" - автострахование, расчет ОСАГО, калькулятор
Как отличить профессионала в ремонте и дизайне квартиры от дилетанта? ...
Страховой брокер «АПОСТОЛ»: страхование строительных рисков,
Вы можете Все, что связано с дизайном интерьеров ,..