Страхование рисков
Компания Евростиль специализируется на ремонте квартир и офисов в Москве любой сложности. ...
Страхование в Украине на forINSURER.com. Рейтинг страховых компаний
К счастью, давно миновали времена, когда, чтобы переключить любимый телевизор с одного канала на...

Страхование предпринимательских рисков

В наши дни требования к срокам и качеству исполнения договоров становятся гораздо выше. А значит, возрастает и цена простоев, а также случаев, когда контрагент отказывается платить за поставленную ему продукцию.
Между тем у предприятий есть возможность .
Практика страхования предпринимательских рисков, широко распространенная за рубежом, постепенно появляется и в нашей стране.
Этот вид страхования обеспечивает предприятию такие условия, в которых неблагоприятные обстоятельства не влияют на его финансовое состояние.
В предлагаемой вам статье мы расскажем о правовых основах страхования предпринимательских рисков, о том, как оформить договор страхования и какие именно убытки возмещаются при наступлении страхового случая. Не останутся без внимания вопросы бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии, заключившем договор страхования.
Правовые основы страхования предпринимательских рисков Определение предпринимательских рисков содержится в статье 929 Гражданского кодекса РФ. К ним отнесены: риск убытков, связанных с простоями; риск убытков из-за нарушения своих обязательств контрагентами предприятия; риск, связанный с недополучением ожидаемых доходов.
Страхование предпринимательских рисков следует отличать от страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Страхование ответственности регулируется статьей 932 Гражданского кодекса РФ. Возмещение по договору такого страхования получает лицо, понесшее ущерб в результате действий застрахованного предприятия.
Как правило, убытки оценивают на момент их возникновения (или, как говорят юристы, "с наступлением страхового случая"). Договором же
устанавливается лимит страховой ответственности.
Это значит, что в качестве возмещения страховая компания может выплатить не больше определенной суммы денег. Ответственность страховая компания несет только за те риски, которые четко определены в договоре.
Однако часть убытков все равно покрывается за счет предприятия. Объем его участия в покрытии убытков определяется договором. Такое условие называется франшизой. Ее применение снижает стоимость страхования для предприятия. Если в договоре указана безусловная франшиза, то предприятию возмещается разница между суммами ущерба и франшизы.
Особенности страхования на случай простоев Не секрет, что большая часть оборудования на наших предприятиях устарела. Поэтому ломается оно довольно часто. Однако предприятие, кроме прямого ущерба, несет в этом случае и косвенные убытки в результате простоя. Это и упущенная прибыль, и отсутствие доходов для покрытия текущих расходов, и незапланированные затраты на скорейшее возобновление деятельности. При этом нередко бывает так, что косвенные убытки оказываются намного больше прямого ущерба.
Простаивать предприятие может и из-за того, что поставщик вовремя не доставил сырье или материалы.
Поэтому предприятию выгодно застраховаться на случай простоев. Предприятия, деятельность которых зависит от работы сложного оборудования, часто используют этот вид страхования в качестве дополнения к страхованию самого оборудования.
По договору такого страхования возмещаются текущие расходы предприятия, затраты по сокращению ущерба, упущенная прибыль.
К текущим расходам относятся затраты, объем которых не зависит от оборотов предприятия. Предприятие вынуждено нести расходы во время перерыва в своей деятельности, поскольку это позволит возобновить работу в самый короткий срок и в прежнем объеме.
Например, такими расходами являются: заработная плата рабочих и служащих; налоги и сборы, исчисляемые с фонда оплаты труда; плата за аренду помещений. Кроме того, по договору страхования обычно возмещаются амортизационные отчисления на простаивающее оборудование, которое не было повреждено в результате страхового случая.
Затраты по сокращению ущерба страховая компания возмещает при условии, что они уменьшают общую сумму страхового возмещения. Если же такие расходы производятся по прямому указанию страховой компании, то она возмещает их в любом случае.
Например, к затратам по сокращению ущерба относят расходы по переводу деятельности на резервные мощности, заработную плату за сверхурочную работу, дополнительные расходы при вынужденном приобретении полуфабрикатов.
Это все, что касается расходов. А теперь давайте поговорим об упущенной прибыли. Итак, упущенной называется та прибыль, которую предприятие могло получить от реализации товаров или оказания услуг, если бы его хозяйственная деятельность не была прервана. Размер упущенной прибыли обычно рассчитывают так: сумму выручки, не полученной за время простоя, умножают на норму прибыли предприятия.
Эта норма и планируемый объем выручки указываются в договоре страхования.
Для того чтобы определить общий размер убытков от перерыва в хозяйственной деятельности и объем соответствующего страхового возмещения, обычно сравнивают результаты деятельности предприятия за время простоя с результатами, которых оно достигло бы при нормальной работе. При этом в расчет берутся все обстоятельства, которые могли бы повлиять на результат деятельности предприятия при нормальной работе. Но принимается во внимание и тот дополнительный доход, который предприятие получило за время простоя или в результате него.
Расчеты, как правило, делают за 12 месяцев, предшествующих дате восстановления хозяйственной деятельности. Однако эти расчеты могут показать, что предприятие, работая в обычном режиме, не получило бы прибыли. В таком случае упущенная прибыль, естественно, не возмещается.
Кроме того, в соответствии с основным принципом страхования предприятию не возмещают те затраты, которые направлены на модернизацию производства, увеличение объемов выпуска продукции и другие цели, несущие ему определенную выгоду.
Проиллюстрируем расчет страхового возмещения на условном примере.
В январе 2001 года ООО "Галион" застраховалось на случай простоев в хозяйственной деятельности. В договоре страхования указан лимит ответственности страховой компании в размере 200 000 руб., а также предусмотрена безусловная франшиза на сумму 50 000 руб.
В марте 2001 года предприятие приостановило свою деятельность из-за сбоя в электронной системе. Во время ремонта, который продолжался
один месяц, ООО "Галион" простаивало. За это время предприятие начислило заработную плату работникам в размере 70 000 руб. Единый социальный налог от этой зарплаты составил 26 950 руб. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начислялись.
Амортизация простаивающего оборудования за это время начислена на сумму 100 000 руб.
Упрощая пример, не будем учитывать прочие расходы предприятия.
Общая сумма текущих расходов за время простоя, таким образом, составила:
70 000 руб. + 26 950 руб. + 100 000 руб. = 196 950 руб.
За последний год среднемесячная выручка предприятия составляла 500 000 руб. А норма прибыли - 5 процентов. Таким образом, упущенная
прибыль предприятия равна:500 000 руб. х 5% = 25 000 руб.
По результатам расследования страхового случая представители страховой организации составили акт, согласно которому сумма страхового возмещения с учетом безусловной франшизы составила:
196 950 руб. + 25 000 руб. х 50 000 руб. = 171 950 руб.
Эта сумма находится в пределах лимита страховой ответственности. Поэтому ООО "Галион" получает страховое возмещение в полном объеме.
Особенности страхования рисков, связанных с нарушением покупателями договорных обязательств
Если по условиям договора поставки покупатель должен оплатить продукцию только после ее отгрузки, то в таких случаях поставщик всегда рискует не дождаться этих денег. Однако этот риск можно застраховать. Чаще всего такой вид страхования применяют при экспортных операциях
Договор страхования заключается до момента отгрузки товара. А страховая защита начинает действовать с момента, когда товар уже принят покупателем и по нему выставлен счет.
Страховые выплаты рассчитывают по каждому договору поставки отдельно. При этом учитывают все обстоятельства, которые влияют на степень страхового риска. Это и сумма сделки, и сроки ее исполнения, и величина оборота предприятия, и размер франшизы.
Поэтому при заключении каждой сделки предприятие должно письменно сообщить страховой компании все сведения, позволяющие определить ее степень риска. Обычно для этого заполняют анкету, состоящую из вопросов о платежеспособности покупателя и особенностях сделки, которую нужно застраховать.

Страхование в СА "КАСКО" - автострахование, расчет ОСАГО, калькулятор
Как отличить профессионала в ремонте и дизайне квартиры от дилетанта? ...
Страховой брокер «АПОСТОЛ»: страхование строительных рисков,
Вы можете Все, что связано с дизайном интерьеров ,..